
Около четверти продаваемых в России ветеринарных препаратов — это контрафакт. Такие данные на круглом столе «Защита прав владельцев брендов и предпринимателей от контрафакта» привел адвокат, основатель юридической фирмы Pantey Consult Сергей Скавронский. Мероприятие прошло в рамках выставки «Зооиндустрия-2025» в КВЦ «Экспофорум».
По словам Сергея Скавронского, речь может идти не только о подделке ветпрепаратов. К контрафактной продукции также относится и товар с измененными сроками годности.
Сергей Скавронский напомнил, что с марта 2025 года изменятся правила отпуска ветпрепаратов, большинство из них будет продаваться только по рецепту. Можно предположить, что объем серых препаратов на рынке увеличится, в частности, вырастет предложение таких товаров через «Авито» и другие соцсети, считает адвокат.
Сделать рынок более прозрачным призвана система «Честный знак», в ней ветпрепараты регистрируются с прошлого года. Однако пока нельзя сказать, что «Честный знак» показал себя эффективным инструментом против контрафакта, ведь нарушители пользоваться маркировкой не будут, говорит Сергей Скавронский.
В сфере зооиндустрии нарушители также активно подделывают аксессуары для домашних животных и средства по уходу за питомцами. Причем часто бывает, что компании используют чужие торговые марки для товаров, которые правообладатель не выпускает.
«Это очень широкая категория, и потребителю бывает сложно разобраться, покупает он подделку или оригинальный товар», — отмечает Сергей Скавронский.
Описывая схемы работы нарушителей, юрист отметил, что они часто действуют через маркетплейсы и используют их как витрины, а сам товар хранят на своем складе, а не складе маркетплейса. В таком случае невозможно определить, какое количество контрафакта было поставлено.
Сергей Скавронский также рассказал об основных трендах 2024 года в контрафакте товаров зооиндустрии.
Он отметил, что компании из недружественных стран продолжают защищать свои права и не останавливают борьбу с контрафактом в России.
Кроме того, активно развивается импорт из Китая. И тут есть две категории поставщиков. Первая — это законопослушные компании. Вторая — предприятия, которые выпускают контрафакт в Китае и поставляют его в Россию. Либо же это компании, которые выпускают ноунейм-товары, а затем недобросовестные продавцы выдают их в России за чужие бренды.
При этом улучшается ситуация с противодействием контрафакту. Если выясняется, что, например, на маркетплейсе продается контрафакт, поставщика сейчас проще привлечь к ответственности с помощью Роспотребнадзора.
В свою очередь, сами маркетплейсы содействуют законопослушным компаниям и сами после обращения оперативно блокируют все карточки контрафактных товаров.
Основной способ защититься от контрафакта — это так или иначе индивидуализировать свою продукцию, отмечают юристы. Как отметил адвокат Дмитрий Давыдович, производителям крайне важно зарегистрировать свои товарные знаки, патенты. Это единственный эффективный путь для защиты продукции.
Он рассказал, как надо действовать в случае обнаружения контрафакта. Важно зафиксировать его наличие с помощью фото, видео и так далее, затем желательно понять объемы этой продукции, поставленной в тот или иной магазин. Если становится ясно, чтоб объемы большие, то нужно обратиться в правоохранительные органы.
Далее в адрес нарушителя направляется претензия, желательно с неопровержимыми доказательствами наличия контрафакта, затем можно обратиться в суд.
В среднем судебные споры занимают 3-4 месяца, и чаще всего решения принимаются в пользу правообладателей.
По словам Дмитрия Давыдовича, за первое полугодие 2024 года общий объем предъявленных за распространение контрафакта требований в РФ составил 53 млрд рублей, причем речь идет чаще всего о массовых исках с небольшой суммой претензий. Кроме того, довольно часто споры по поводу распространения контрафакта решаются в досудебном порядке, сказал Дмитрий Давыдович.