
Дальнейшее внедрение системы «Честный знак» в зооиндустрии может привести к повышению цен на продукцию и уходу с рынка малых и средних игроков. Такой прогноз дал Александр Колчин, директор по контенту ИИЦ «Зооинформ» во время своего доклада в рамках выставки «Зооиндустрия-2025», которая проходит в КВЦ «Экспофорум».
По оценкам экспертов «Зооинформ», емкость рынка товаров для домашних животных без учета ветпрепаратов в 2024 году составила 510 млрд рублей. Как подсчитали в аналитической компании DSM, емкость рынка ветпрепаратов составила 42 млрд рублей.
При этом средний чек в офлайн-магазинах в минувшем году вырос на 11% и составил 3 тыс. рублей, в онлайн-магазинах — 5 тыс. рублей, рост составил 3%. Очевидно, что продажи товаров для питомцев онлайн, в частности через маркетплейсы, будут только расти.
Важно отметить, что растет число домохозяйств, состоящих из одного человека, у которого есть домашнее животное, сказал Александр Колчин. Как правило, это уже не люди старшего поколения, а молодежь, готовая тратить значительные суммы на товары для питомцев. На эту тенденцию стоит обратить внимание, считает эксперт.
Что касается сегмента производства, то в прошлом году действующие игроки серьезно наращивают мощности. Например, расширяет выпуск кормов для питомцев холдинг «Мираторг» и другие компании. Между тем рынок уже насыщен, и пока не совсем понятно, как будут организовывать продажи компании, нацеленные на расширение мощностей, отметил Александр Колчин. По его словам, игроки могут уйти в сегмент выпуска кормов для рыб, тут рынок еще не насыщен.
В текущем году в сегменте производства товаров для домашних животных также можно ожидать ухода небольших и средних игроков.
«Из-за изменения в федеральном законодательстве малым и средним предприятиям придется платить больше налогов, что делает бизнес некоторых игроков нерентабельным. Они попробуют, в частности, продать свои производства», — прогнозирует Александр Колчин.
Правда, пока покупателей на такие активы нет, поскольку продавцы и потенциальные новые собственники бизнеса не могут договориться о цене, сказал Александр Колчин.
Значительное влияние на рынок также окажет и внедрение на предприятиях зооиндустрии системы «Честный знак». В прошлом году уже была введена соответствующая маркировка сухих кормов, а с 1 марта 2025 года «Честный знак» начнет действовать и для влажного корма.
«Тут тоже далеко не все производители и продавцы готовы к внедрению «Честного знака» и расходам на это. Поэтому с рынка будут уходить и небольшие производители, и магазины зоотоваров», — добавил эксперт.
По его словам, даже крупные производители пока не готовы к маркировке некоторых видов влажных кормов.
«В этом году также можно ожидать повышения цен на корма для животных, поскольку продавцам и производителям просто некуда переложить расходы, необходимые на внедрение «Честного знака», — сказал Александр Колчин.
Рассказывая о трендах 2025 года, эксперт упомянул о тенденции, которая набирает обороты в других странах. Речь идет о производстве персонифицированных кормов для животных. Например, владелец собаки или кошки может обратиться к ветеринару, который составит индивидуальные корма для питомца. Затем, имея на руках нужную рецептуру, владелец животного может обратиться на небольшое производство, где можно будет выпускать корм для его любимца.
«Этот тренд пока никак не проявил себя в России, но он распространяется в других странах», — отметил Александр Колчин.