Объем российского зоорынка растет наряду с увеличением количества домашних животных, при этом тренды индустрии сосредоточились вокруг задачи импортозамещения, об этом на выставке «Зооиндустрия-2023», которая проходит 1-3 марта в «Экспофоруме», рассказал директор по контенту ИИЦ «Зооинформ», бизнес-тренер по продажам Александр Колчин.
Эксперт рынка зооиндустрии на авторском мероприятии представил аудитории доклад о трендах российской зооиндустрии, изменениях в потребительском поведении и развитии собственных торговых марок.
Развитие российского зоорынка Александр Колчин связывает с увеличением количества новых владельцев домашних животных и числа питомцев в семьях. По аналитическим исследованиям Mars численность кошек в России значительно превышает количество собак – 40,8 млн и 22,6 млн соответственно, при этом в мировой статистике собаки преобладают – 632 млн, кошек – 460 млн. Спикер связывает популярность котов с урбанизацией – в больших городах содержать в квартире кошку более комфортно, по этой же причине растет спрос на представителей маленьких пород собак.
Пернатых домашних питомцев в российский семьях проживает 3,25 млн, аквариумных рыб – 3,95, грызунов – 6,53, рептилий – 0,95 млн.
«Благоприятным трендом в российской зооиндустрии является повышение интереса к домашним животным среди молодежи. Для поколения миллениалов, оно же поколение Y, то есть людей в возрасте от 25 до 44 лет, характерен активный образ жизни, они склонны регулярно наблюдать питомцев у ветеринаров и выбирать породный рациона питания, что в целом позитивно отражается на питомце», — комментирует зооэксперт.
По данным Александра Колчина, на миллениалов приходится около 43,7 млн животных. Другие возрастные категории владеют домашними питомцами практически в равных долях – зумеры (16-24 год) – 22 млн, поколение Х (45-54 года) – 28,6 млн, беби-бумеры (55+) – 25,2 млн.
Популяризация домашних животных стимулирует к развитию рынок зооиндустрии.
«Развитие российских брендов и собственных торговых марок идет бурными темпами и в ближайшие годы тенденция усилится. Растет спрос на продукты для взрослых и стареющих животных, а также породные корма», – отметил спикер.
По оценке «Зооинформ» к концу 2022 года производство кормов для непродуктивных животных в России увеличилось на 4,4% по сравнению с 2021 году и составило 1,3 млн тонн. Этот объем, даже с учетом импортной продукции, не покрывает потребность рынка — 1,8 млн тонн. Недостаток промышленных кормов закрывается смешанным питанием и переходом на натуральные рационы.
«Перспектива развития российского производства кормов сопряжена с развитием кадрового потенциала, поиском и налаживанием сотрудничества с поставщиками сырья для нового производства. Мощности для переработки сырья для производства ингредиентов в России есть», – подчеркнул Александр Колчин.
Несмотря на популяризацию домашних животных, в 2022 году хозяева стали принимать меры по сокращению расходов на содержание своих питомцев. Связано это с ростом цен на импортную продукцию, повышением стоимости отечественных продуктов, остановкой отгрузки товара в марте-апреле 2022 года и изменением отношений с поставщиками.
Эксперт также привел печальную статистику изменения во владении питомцами в 2022 году. По его словам, четверть из тех владельцев домашних животных, кто рассматривает возможность уехать за пределы Российской Федерации, готовы бросить своих животных на улице или усыпить. Однако на сегодняшний день статистика обращений в ветеринарные клиники такую тенденцию не подтверждает.
1-3 марта в Экспофоруме проходит выставка товаров и услуг для домашних животных «Зооиндустрия-2023» – первое в году масштабное отраслевое бизнес-событие.
В выставке принимают участие свыше 100 экспонентов из России, Беларуси, Китая и стран СНГ. Участники представляют эксклюзивные зоотовары, корма и кормовые добавки, аксессуары, косметику и средства гигиены для животных, наполнители, оборудование для груминга, ветеринарные препараты и многое другое. Презентация новинок отрасли от российских и зарубежных участников проходит в тематическом пространстве «Галерея новинок».