При этом владельцы питомцев стали чаще пользоваться услугами зоопсихологов и проводить больше времени с животными, чтобы снять собственный стресс.
Эксперт, постоянный спикер деловой программы «Зооиндустрии», директор по контенту ИИЦ «Зооинформ» Александр Колчин поделился со специалистами свежей статистикой развития зоорынка, перспективами трансформации отрасли и изменениями в поведении владельцев домашних животных.
Общим мировым трендом рынка потребительских продуктов на протяжении последних нескольких лет остается диверсификация – крупные производители увеличивают мощности производства, в том числе зоотоваров.
«Несмотря на то, что российский рынок сейчас мало зависим от мирового -в страну импортируется всего 2% кормов, тренды развития отрасли схожи», – отмечает эксперт.
По его данным, в 2023 году в России рынок зоотоваров вырос на 14% и достиг 434 млрд рублей, а рынок ветпрепаратов – на 22% и достиг 35,4 млрд рублей. Одним из факторов ускоренного роста Александр Колчин считает расширение ассортимента товаров. На рынке продолжается активный процесс запуска новинок и брендозамещения, однако крупные заводы перегружены, производители испытывают серьезные проблемы с качеством сырья, поэтому растет количество небольших производителей, чьи бренды не всегда «выживают».
На конец 2023 года рост производства кормов составил всего 0,3%, а средний рост стоимости производства вырос на 55%.
При этом у лидеров рынка зооиндустрии растет количество новых магазинов – в среднем крупнейшие сети в прошлом году открыли от 200 до 1000 торговых точек различных форматов.
В целом 68% владельцев бизнеса, принявших участие в исследовании «Зооинформ», оценили 2023 год как положительный.
Однако несмотря на умеренный рост продаж зоотоваров, в России сокращается количество семей, в которых есть питомец. Если в 2020 году животные были у 60% российских семей, то в 2021 году эта цифра снизилась до 56%, а в 2023 – до 51%. С чем связано, эксперт не уточнил. При этом он отметил, что в среднем владелец тратит на питомца от 2000 до 5000 рублей в месяц. Основные траты – 77% приходятся на специальные корма и добавки, 65% – на ветеринарные услуги, 24% – на перевозку питомцев, 15% – на грумерские услуги, 9% респондентов оплачивают грумерские услуги, 8% – услуги зоопсихологов, дрессировщиков и передержку в зоогостиницах.
Говоря о покупательских трендах, спикер отметил, что владельцы животных продолжают экономить на зоотоварах, акции и дискаунтеры продолжают набирать популярность. Основным покупателем становится зумер, который преимущественно покупает онлайн. Этот способ продаж показывает положительный рост, однако большая часть все так же приходится на офлайн.